Всемирный день защиты прав потребителей 2018

Вторник,  13  Марта  2018

Всемирный День защиты прав потребителей 2018

История праздника В своем выступлении Кеннеди провозгласил базовые принципы прав потребителей: право на информацию; право на выбор продукта; право на безопасность; право быть услышанным. Кроме того, в своей исторической речи Джон Кеннеди впервые дал определение понятию «потребитель» и подарил миру яркий афоризм: «Потребители – это все мы».

Через некоторое время Международная организация союзов потребителей добавила еще несколько положений. Покупатель обладает также правом на: удовлетворение основных потребностей; компенсацию ущерба; потребительское образование; экологически чистую среду. Наконец, в апреле 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы защиты прав потребителей. С этой поры права потребителей признаны юридически. Речь Кеннеди сыграла существенную роль в формировании правового поля потребителей, поэтому вопрос, какого числа отмечать День защиты прав потребителей, практически не обсуждался. Впервые это произошло 15 марта 1983 года.

В 1992 году был принят закон РФ «О защите прав потребителей», а с 1996 года, после вступления России в Международную организацию союзов потребителей, в стране стал широко отмечаться соответствующий праздник. Каждый год Международная организация союзов потребителей определяет тематику мероприятий, приуроченных к празднику. Девиз в 2018 году: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».

Хотя законодательство в области правовой защиты потребителей возникло только в XX веке, проблемы взаимоотношений между покупателем и продавцом, заказчика и исполнителя волновали юристов и философов с давних пор. Самое первое свидетельство правового регулирования договоров купли-продажи – Законы царя Хаммурапи (II тыс. до н.э.). В них, в частности, запрещалось обвешивать покупателей, продавать негодный товар. Кладезь политической и правовой культуры – римское право. Его нормативы предписывали продавцу гарантировать качество товара, предупреждать о скрытых недостатках продаваемой вещи. За предоставление несоответствующей товару информации продавец мог понести ответственность. Средневековое феодальное право также предусматривало наказание за обман покупателей, а с установлением капиталистических отношений, ростом производства товаров, работ и услуг правовое регулирование сферы потребления становится остроактуальным.

Сейчас практически во всех государствах действуют законы о защите прав потребителей. В большинстве из них закреплены следующие права: право на безопасность; право на информацию; право на возмещение вреда, нанесенного некачественными товарами; право на государственную защиту интересов потребителей; право на объединение и общественные организации.

Классификация потребителей:

· Конечные пользователи - потребители, непосредственно использующие продукт

· Агенты влияния - потребители, преследующие при приобретении товара или услуги определенную выгоду

· Рекомендатели - потребители, мнение которых может оказаться решающим при покупке товара

· Заказчики - те, кто контролирует приобретение товара или услуги

· Инвесторы, спонсоры -лица, от которых зависит приобретение товара или услуги

· Саботажники - лица, противящиеся покупке нового продукта

· Экстремисты - потребители, стремящиеся к выгоде и доходу путем возврата товара продавцу или изготовителю.


Возврат к списку