ДЕНЬ ЗНАНИЙ – 1 СЕНТЯБРЯ

Четверг,  31  Августа  2017

1 сентября по сложившейся традиции мы празднуем День знаний. Первый день осени, как единая дата для всех школ и вузов, введена была только в сентябре 1935 года Официально этот праздник был утвержден в 1984 году и назван «Днём знаний». 

Сегодня школы открывают двери для того, чтобы провести для ребят, учителей и их родителей только торжественные линейки, а также различные праздничные мероприятия, которые особенно ориентированы на первоклассников. Каждое учебное заведение заблаговременно подготавливает сценарий празднования Дня знаний, который часто включает в себя и театрализованные представления, и концерты, и тематические экскурсии, самые разные праздничные развлекательные и познавательные мероприятия.

Обычно средние специальные и высшие учебные заведения не проводят праздничных линеек и мероприятий, но для первокурсников организуются торжественные собрания и даже то, что для учащихся старших курсов это обычный учебный день, не уменьшает торжественности момента.

Конечно, самым важным первый учебный год является для первоклассников, ведь именно от того, какой эмоциональный настрой получат первоклашки, чем будет наполнен их первый год и как он сложится, зависит последующая привлекательность школы и самого процесса учения, а значит, и успешность в нем каждого отдельного ребенка. Исходя из всего сказанного, невозможно переоценить роль школьного учителя. Тем более что сегодняшний день ставит перед учителями принципиально новые задачи, которые ориентированы на максимальное раскрытие талантов каждого ребенка, а не просто на передачу каких-то знаний. Одна из целей современной школы – научить ребенка учиться, а не просто овладеть определенными умениями или навыками.

В настоящее время школа формирует большую часть личностных и социальных особенностей ребенка. Поэтому важно, чтобы не только обучение было высокого качества, но и сама обстановка в школе соответствовала установленным нормам и способствовала развитию и физическому здоровью подрастающего поколения. Этому призваны помочь оптимальные условия школьного кабинета и знания учителей о психологической адаптации детей к учебному процессу.

После школьных каникул у детей идет кардинальная смена режима дня, происходит адаптация к учебному процессу. Особенно проблема адаптации касается первоклассников, ведь у них происходит смена основного вида деятельности – вместо игр на первое место встает учебная деятельность.

Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время - и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, так как адаптация  это длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от личностных особенностей ребёнка, степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической), от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе. Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации. Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он капризничает, обижается.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что загружают детей новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам) или резко меняют к нему отношение («Ты теперь большой, должен сам мыть посуду» и т.д.).

Как помочь ребенку? В первые недели обучения важно чтобы ребенок поверил в себя, в свои силы и возможности. Проявляйте интерес к школе и классу. Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы. Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму. Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любая похвала, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым.

Ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к чрезмерной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи. Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

 

  

Информация подготовлена отделением обеспечения санитарного надзора и экспертиз по гигиене детей и подростков ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» с использованием материалов из санитарных правил,  сети Интернет.


Возврат к списку