Значение дневного сна для первоклассников

Вторник,  29  Августа  2017

Переход из детского сада в первый класс - огромное событие в жизни малыша и его родителей. Ребенок кардинально меняет режим дня и деятельность, к нему предъявляются новые требования в учебном заведении. Маленький ученик в первый учебный год затрачивает максимальное количество физических, душевных и интеллектуальных сил. Как же помочь ребенку привыкнуть к новой роли?

Основа адаптации ребенка к школе - режим дня, он дисциплинирует, помогает сохранить здоровье, легче привыкнуть к условиям школьной жизни, избежать нервных перегрузок.

Доказано, что соблюдение режима дня помогает школьнику стать самостоятельным и организованным, а специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали, что отличники имеют твердо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Так что хорошие оценки - это результат не только способностей и усидчивости, но и упорного труда и привычки к систематической работе в определенное время.

Один из ключевых компонентов режима дня – полноценный сон, как ночной, так и дневной. В первом классе нельзя полностью отказываться от дневного сна ребенка. Разберемся, почему.

К концу дошкольного периода у некоторых детей исчезает потребность в дневном сне, однако общая продолжительность сна у первоклассника должна быть не менее 11 - 12 часов в сутки.

В результате недосыпания может возникнуть целый ряд нарушений дея­тельности нервной системы. Недосыпание, даже несистема­тическое, ведет к падению работоспособности, быстрой уто­мляемости, раздражительности. Дети, сон которых беспоря­дочен, часто страдают неврозами.

После школы работоспособность и активность ребенка резко снижаются, поэтому не усаживайте его сразу за уроки. После домашнего обеда дайте малышу поспать или отдохнуть 1,5 - 2 часа, чтобы восстановить силы.

Время, необходимое для сна каждому ребенку, колеб­лется в зависимости не только от возраста, но и от ряда других факторов. Например, постоянное пребывание в большом детском коллективе, в шумной, возбужденной обста­новке требует более продолжительного отдыха. Подвижный, легковозбудимый или истощенный ребенок нуждается в более длительном сне, чем спокойный, упитанный, флег­матичный.

Но важно не только количество часов сна. Для полно­ценного отдыха необходимо соблюдение определенных пра­вил и создание благоприятных гигиенических условий. Де­ти должны ложиться в постель, засыпать, просыпаться в одно и то же время как в будни, так и в выходные дни.

В помещении, где спят дети, следует создать по воз­можности спокойную и тихую обстановку. Бытующее среди некоторых родителей мнение, что нужно приучать детей спать под любой шум (радио, телевизор, громкий разговор, пение), ошибочно. Конечно, это не значит, что ре­бенок должен спать в абсолютной тишине. Но громкие разговоры, шум, яркий свет ме­шают заснуть и делают сон неглубоким, беспокойным.

Перед сном нужно обязательно проветривать помеще­ние, а если комната, в которой спит ребенок, достаточно велика, то оставить открытой (с учетом температуры внеш­него воздуха) форточку или фрамугу.

Следует подчеркнуть, что школьники, даже самые млад­шие, должны сами ежедневно стелить и убирать свою по­стель. Это дисциплинирует, приучает детей к порядку и обя­зательному выполнению возложенных на них обязанностей.

 

 

Информация подготовлена отделением обеспечения санитарного надзора и экспертиз по гигиене детей и подростков ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» с использованием материалов из санитарных правил, сети Интернет.


Возврат к списку