Финансовый омбудсмен

Четверг,  27  Сентября  2018

3 сентября 2018 г. в России заработал закон о финансовом омбудсмене.

Финансовые уполномоченные (главный финансовый уполномоченный и финансовые уполномоченные в сфере услуг) – это специальные должностные лица, в силу закона наделённые правом по досудебному разрешению споров. Он поможет обычным людям защитить права в спорах с банками, страховыми компаниями, микрофинансовыми и прочими организациями. Сейчас большинство потребителей в таких случаях впадают в панику, тратят немалые деньги на посредников или по малейшему поводу идут в суд. Число исков измеряется сотнями тысяч, а рассмотрение дел тянется месяцами.

В перспективе институт уполномоченного должен уменьшить число споров, в том числе судебных, между гражданами и финансовыми организациями. И таким образом повысит доверие потребителей к финансовому рынку. Это одни из основных задач, которые, по мнению Банка России, должен решить омбудсмен.

Обращения граждан к финансовому омбудсмену рассматриваются бесплатно, но подача обращения профессиональным посредником, то есть юристом, осуществляется на платной основе.

Финансовый омбудсмен рассматривает все вопросы, затрагивающие все секторы финансового рынка. Закон предусматривает поэтапное введение обязанности исполнять решение уполномоченного участниками финрынка. С 1 июня 2019 года институт финомбудсмена станет обязательным для страховых организаций, предоставляющих услуги по заключению договоров «моторного» страхования, то есть ОСАГО, ДСАГО и КАСКО. Страховые организации в части остальных видов страхования (кроме обязательного медстрахования) присоединятся с 28 ноября 2019 года. С 1 января 2020 года обязательность распространится на микрофинансовые организации, а с 1 января 2021 года — на кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, НПФ.

Омбудсмен рассмотрит споры, в которых есть имущественные претензии к финансовой организации. А также если лимит заявляемых гражданами требований в рамках одного спора не превышает 500 тысяч рублей. Исключение — имущественные споры по ОСАГО рассматриваются вне зависимости от суммы. И, что очень важно, обращаться к омбудсмену нужно до подачи иска в суд.

Добровольное вступление к системе финансовых уполномоченных финансовые организации могут осуществить уже через 90 дней после вступления закона в силу — с 3 декабря 2018 года. И вполне возможно, что часть споров начнёт решаться раньше. Пока финомбудсмен только приступает к работе, обращения можно по-прежнему направлять в интернет-приемную Банка России.

 

Куда и кому подать жалобу жителю Челябинской области?

Подать обращение финансовому уполномоченному можно в электронном виде на сайте (в скором времени появится Интернет-портал), через портал «Госуслуги» и через МФЦ. Большинство сервисов будут доступны с 8:00 до 20:00, а некоторые — круглосуточно и без выходных.

Закон обязывает финансовые организации в определённые сроки рассмотреть претензию гражданина по существу и постараться её решить. Поэтому сначала нужно обратиться за урегулированием спора к участнику финрынка. Закон обязывает организацию направить ответ гражданам не позже 15 рабочих дней для претензий, поданных в течение полугода с момента возникновения спора в электронном виде, и 30 рабочих дней для остальных случаев.

Если вместо потребителя заявителем выступает третье лицо, то в этом случае порядок рассмотрения споров остаётся прежним: третье лицо также обязано сначала обратиться в финансовую организацию и лишь затем — к финансовому уполномоченному. Следует отметить, что обращение профессиональных посредников к омбудсмену будет на платной основе.

Далее, если ответ финансовой организации не удовлетворит гражданина, он обращается к финансовому уполномоченному, который уведомляет об этом финорганизацию и даёт ей шанс ещё раз договориться с заявителем. На этом этапе организация либо может полностью выполнить требование заявителя (и представить омбудсмену подтверждение, например платёжку), либо договориться с гражданином о возможном урегулировании спора — в таком случае между ними оформляется соглашение.

Сроки рассмотрения решения финансовым омбудсменом

 При отсутствии согласия сторон финансовый уполномоченный выносит решение в течение 15 рабочих дней (также ему даётся ещё 10 дней для проведения необходимой экспертизы). Если вместо гражданина к омбудсмену обратился профессиональный посредник, то спор рассматривается в течение 30 рабочих дней. Основная форма рассмотрения спора — заочная. То есть гражданину не нужно приезжать, например, из дальних регионов России на рассмотрение спора.

Решения финансового уполномоченного обязательны для исполнения финансовыми организациями в срок, установленный в решении. То есть не менее 10 и не более 30 дней после вступления решения в силу. Если участник финрынка исполнит решение омбудсмена в установленные сроки, это будет считаться «надлежащим исполнением договора».

В случае игнорирования решения финансового омбудсмена, то он уведомляет об этом Банк России и выдаёт специальное удостоверение (аналог исполнительного листа) для принудительного исполнения решения. В случае несогласия с решением омбудсмена любая из сторон спора вправе обратиться в суд после вступления решения в силу. Если организация оспаривает решение омбудсмена в суде и проигрывает, суд дополнительно выносит решение о взыскании с финорганизации в пользу потребителя 50 процентов штрафа от суммы удовлетворённой претензии.

Главным финансовым уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в России назначен Юрий Воронин.

Также напоминаем, что в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» 26 октября 2017 года открылась круглосуточная постоянная горячая линия Роспотребнадзора по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг. Граждане смогут задать свои вопросы круглосуточно по телефону 8 800-100-29-29.

 

 

Информация подготовлена с использованием интернет-ресурсов


Возврат к списку